Модуль Управления контроллера устаналивается в удобном для водителя месте. К нему подключаются динамики оповещения в салоне, до 4-х Модулей Отображения Информации, до 4-х Терминалов Безналичной Оплаты проезда, а также опционально светодиодная панель типа «бегущая строка» для отображения названия следующей остановки. Представляется достаточным 2 наружных Модуля Отображения Информации на Транспортном Средстве (передний и правый-боковой). При этом они отражают только информацию о номере маршрута, например, 162к. Установка же «бегущей строки» внутри салона может быть оправдана, например, необходимостью обслуживать пассажиров с потерей слуха или на маршрутах, где предполагается большое количество туристов.

Учитывая возможность пропадания достоверных данных от GPS-приемника, следует предусмотреть дополнительные методы определения координат Транспортного Средства другими стандартными средствами реализации MESH-сети выбранного типа. На протяжении всего маршрута водитель нажимает кнопки «Следующая остановка» и «Начало/Конец маршрута» (см. далее). Должна быть предусмотрена реакция контроллера на отсутствие события нажатия водителем соответствующей кнопки при достижении Транспортным Средством следующей запланированной остановки (см. далее).

Дизайн Модуля Управления

ktc

 

Органы управления и индикации не должны содержать лишних элементов, отвлекающих водителя от основной работы, и в то же время, быть достаточно информативными и интуитивно понятными. Основной функцией контроллера является своевременное автоматическое обеспечение Информационного Табло информацией о времени прихода данного Транспортного Средства, а также информирование Транспортного Предприятия о своем местонахождении и состоянии по запросу Программного Обеспечения ПК диспетчера. Дополнительными функциями являются, автоматическая выдача голосовых сообщений пассажирам Транспортного Средства о названии текущей и следующей остановок, а также индикация водителю рекомендуемой скорости движения, чтобы не нарушать расписание движения.

Помимо элементов, показанных на следующем рисунке, Модуль Управления содержит встроенный GSM-модем (или модуль поддержки MESH-сети выбранного типа), GPS-приемник и перезаписываемую энергонезависимую память для хранения описателей маршрутов и голосовых сообщений текущей смены.

 

Назначение элементов Модуля Управления

Персональная Карта Водителя

является основным элементом активации Контроллера Транспортного Средства. Если она не вставлена в соответствующий слот Модуля Управления, то все элементы индикации погашены, нажатие на кнопки не вызывает реакции и при удаленном запросе состояния от диспетчера Транспортного Предприятия, контроллер возвращает код «Нет Персональной Карты Водителя».

На внешней стороне Персональной Карты Водителя должна быть нанесена фотография водителя и информация о номере Транспортного Предприятия, телефоне диспетчера, а также Ф.И.О. водителя и его группа крови. На фотографии также должна быть информация о дате когда она сделана.

Персональная Карта Водителя контактного типа имеет стандартный размер и чип памяти емкостью 256 байт, например, из серии SLE4432/PCF2032, SLE4442/PCF2042, PCF8582E, MCM2814ATR. Желательно применять чипы серии SLE4432/PCF2032, SLE4442/PCF2042, т.к. в них первые 32 байта могут быть независимо однократно защищены от изменения.

Таким образом в первые 32 байта можно заложить следующую информацию:

  • Уникальный Идентификатор Транспортного Предприятия (2 байта)
  • Уникальный Идентификатор водителя в Транспортном Предприятии (или Государственный Идентификационный Код) (до 20 байт)
  • Контрольная информация (2 байта)

Начиная с 33-го байта может быть записана информация, касательно текущей рабочей смены водителя. Некоторые данные, заложенные в Персональную Карту Водителя, представляются также полезными для статистических расчетов о загрузке данного Транспортного Средства, соблюдении водителями условий трудового соглашения и др., желательных, например, при внедрении электронных карт оплаты проезда:

  • Тип Транспортного Средства (1 байт, где 1 – автобус, 2 – троллейбус, 3 – трамвай, 4 – маршрутное такси.) Данная информация необходима Информационному Табло для определения в какой модуль направлять информацию о подходе данного Транспортного Средства.
  • Индекс (указатель) Номера Начального Маршрута и Маска Смены Маршрутов (1 байт, где в младших 5 битах содержится маска маршрутов, обслуживаемых водителем на данной смене. Например, шестнадцатиричное число «D» (01101). Это означает, что водитель сегодня работает на маршрутах 169д, 998 и 31 – см. ниже. В старших 3-х битах содержится индекс на номер маршрута, с которого начинается смена (нумерация начинается с 0). Например, число 2, будет означать начальный маршрут 998.)
  • Описатель очередности дальнейшей смены маршрутов (2 байта. Каждый байт разбит на информационные тетрады. Тетрада содержит индекс на следующий номер маршрута. Младшая тетрада первого байта содержит индекс на 2-й по-порядку смены маршрут. Старшая тетрада второго байта содержит индекс на 5-й по-порядку смены маршрут. Для указанного выше примера, когда водитель в течение смены работает на 3-х маршрутах, в первом байте может быть, например, записано шестнадцатиричное число «30». Здесь младшая терада содержит индекс 0 на маршрут 169д (2-й по-порядку), а старшая индекс 3, на маршрут 31 (3-й по-порядку). Содержимое 2-го (старшего) байта в данном случае безразлично, т.к. маска смены маршрутов (см. выше) содержит информацию только о 3-х маршрутах.)
  • Запланированное время смены маршрутов (8 байт. 4 пары байт, содержащие время перехода на следующий по-порядку маршрут. 1-я пара содержит время перехода на 2-й,... 4-я – на 5-й по-порядку маршрут. Старший байт каждой пары содержит часы, младший – минуты. Таким образом, для приведенного выше примера, когда водитель должен обслужить 3 маршрута в течение смены, в 1-й паре байт может быть записана, например, информация 1200, а во второй – 1700. Контроллер Транспортного Средства периодически считывает маску смены маршрутов, и если есть данные о том, что водитель сегодня работает на более чем одном маршруте, сверяет текущее время и маршрут с данной таблицей. Если необходима смена маршрута, то водитель периодически получает голосовое сообщение до момента подтверждения им перехода на требуемый маршрут.)
  • Номер маршрута (например, 169д) (4 байта)
  • Время начала работы на маршруте (2 байта)
  • Время окончания работы на маршруте (2 байта)
  • Общий маршрутный пробег (км) (2 байта)
  • Общее количество ходок из «начала в конец» (1 байт)
  • Общее количество ходок из «конца в начало» (1 байт)
  • Общее время простоя (минут) (2 байта)
  • Общее время в состоянии «Нет Персональной Карты Водителя» (минут) (2 байта)
  • Заданный интервал движения 6:00 – 8:00 (минут) (1 байт. Под интервалом движения в данном случае подразумевается запланированное время перемещения Транспортного Средства между конечными остановками маршрута. Контроллер постоянно обрабатывает данные о текущем местоположении Транспортного Средства и выводит на индикатор значение скорости движения, необходимой для соблюдения графика, предписанного в текущее время суток.)
  • Заданный интервал движения 8:00 – 10:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 10:00 – 12:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 12:00 – 14:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 14:00 – 16:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 16:00 – 18:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 18:00 – 20:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 20:00 – 22:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 22:00 – 0:00 (минут) (1 байт)
  • № маршрута (например, 70) (4 байта)
  • Время начала работы на маршруте (2 байта)
  • Время окончания работы на маршруте (2 байта)
  • Общий маршрутный пробег (км) (2 байта)
  • Общее количество ходок из «начала в конец» (1 байт)
  • Общее количество ходок из «конца в начало» (1 байт)
  • Общее время простоя (минут) (2 байта)
  • Общее время в состоянии «Нет Персональной Карты Водителя» (минут) (2 байта)
  • Заданный интервал движения 6:00 – 8:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 8:00 – 10:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 10:00 – 12:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 12:00 – 14:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 14:00 – 16:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 16:00 – 18:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 18:00 – 20:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 20:00 – 22:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 22:00 – 0:00 (минут) (1 байт)
  • № маршрута (например, 998) (4 байта)
  • Время начала работы на маршруте (2 байта)
  • Время окончания работы на маршруте (2 байта)
  • Общий маршрутный пробег (км) (2 байта)
  • Общее количество ходок из «начала в конец» (1 байт)
  • Общее количество ходок из «конца в начало» (1 байт)
  • Общее время простоя (минут) (2 байта)
  • Общее время в состоянии «Нет Персональной Карты Водителя» (минут) (2 байта)
  • Заданный интервал движения 6:00 – 8:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 8:00 – 10:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 10:00 – 12:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 12:00 – 14:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 14:00 – 16:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 16:00 – 18:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 18:00 – 20:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 20:00 – 22:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 22:00 – 0:00 (минут) (1 байт)
  • № маршрута (например, 31) (4 байта)
  • Время начала работы на маршруте (2 байта)
  • Время окончания работы на маршруте (2 байта)
  • Общий маршрутный пробег (км) (2 байта)
  • Общее количество ходок из «начала в конец» (1 байт)
  • Общее количество ходок из «конца в начало» (1 байт)
  • Общее время простоя (минут) (2 байта)
  • Общее время в состоянии «Нет Персональной Карты Водителя» (минут) (2 байта)
  • Заданный интервал движения 6:00 – 8:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 8:00 – 10:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 10:00 – 12:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 12:00 – 14:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 14:00 – 16:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 16:00 – 18:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 18:00 – 20:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 20:00 – 22:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 22:00 – 0:00 (минут) (1 байт)
  • № маршрута (например, 169д) (4 байта)
  • Время начала работы на маршруте (2 байта)
  • Время окончания работы на маршруте (2 байта)
  • Общий маршрутный пробег (км) (2 байта)
  • Общее количество ходок из «начала в конец» (1 байт)
  • Общее количество ходок из «конца в начало» (1 байт)
  • Общее время простоя (минут) (2 байта)
  • Общее время в состоянии «Нет Персональной Карты Водителя» (минут) (2 байта)
  • Заданный интервал движения 6:00 – 8:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 8:00 – 10:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 10:00 – 12:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 12:00 – 14:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 14:00 – 16:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 16:00 – 18:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 18:00 – 20:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 20:00 – 22:00 (минут) (1 байт)
  • Заданный интервал движения 22:00 – 0:00 (минут) (1 байт)
  • Общий пробег за смену (км) (2 байта)
  • Общая сумма выручки за смену (копеек) (4 байта)
  • Общее количество обычных пассажиров (2 байта)
  • Общее количество льготных пассажиров (2 байта)
  • Префикс, добавляемый к номерам телефонов при ининциации сеанса связи с диспетчером Транспортного Предприятия (идентификатор провайдера GSM-услуг). Например, «8050». (4 байта)
  • Номер телефона дипетчера 1 (7 байт)
  • Номер телефона дипетчера 2 (7 байт)
  • Номер телефона дипетчера 3 (7 байт)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 6:00 – 8:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 8:00 – 10:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 10:00 – 12:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 12:00 – 14:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 14:00 – 16:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 16:00 – 18:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 18:00 – 20:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 20:00 – 22:00 (2 байта)
  • Количество зарегистрированных пассажиров в интервале 22:00 – 0:00 (2 байта)
  • Ключ валидации информации (защита от подлога) (2 байта)
  • Котрольная информация (2 байта)

Возможны ситуации когда водитель должен изменить маршрут в течение смены. Для сохранения информативности Персональной Карты Водителя в таких случаях введены 5 одинаковых групп полей :

  • Номер маршрута
  • Время начала работы на маршруте
  • Время окончания работы на маршруте
  • Общий маршрутный пробег (км)
  • Общее количество ходок из «начала в конец»
  • Общее количество ходок из «конца в начало»
  • Общее время простоя (минут)
  • Общее время в состоянии «Нет Персональной Карты Водителя» (минут)
  • Заданный интервал движения 6:00 – 8:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 8:00 – 10:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 10:00 – 12:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 12:00 – 14:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 14:00 – 16:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 16:00 – 18:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 18:00 – 20:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 20:00 – 22:00 (минут)
  • Заданный интервал движения 22:00 – 0:00 (минут)

Т.е. в течение смены водитель может сменить маршрут до 5 раз. Номера маршрутов, указанные в маске смены маршрутов Персональной Карты Водителя, должны присутствовать в описателе маршрутов, поддерживаемых данным Транспортным Средством (записанном в микросхему энергонезависимой памяти, установленную в Контроллере данного Транспортного Средства). В ином случае, контроллер должен погасить все индикаторы и выдавать голосовое сообщение водителю «Несовпадение маршрутных карт» до тех пор, пока он не удалит Персональную Карту Водителя.

В самом начале смены, водитель получает в Транспортном Предприятии свою Персональную Карту Водителя с автоматически назначенным(и) посредством Программного Обеспечения Транспортного Предприятия маршрутом(ми). При необходимости, на протяжении смены, внесение дальнейших изменений в маршрут осуществляется водителем самостоятельно, посредством выбора из назначенных для его смены. При подтверждении выбора следующего маршрута (кнопка «Подтв.»), соответствующее сообщение автоматически отправляется в Диспетчерский Центр. По-окончании смены, водитель сдает свою Персональную Карту Водителя и информация с нее автоматически считывается Программным Обеспечением Транспортного Предприятия. Контроллер Транспортного Средства автоматически модифицирует и накапливает соответствующую информацию в памяти Персональной Карты Водителя в течение всей смены.

Кнопки управления контроллером

Контрольная кнопка

расположена на левой торцевой стороне корпуса Модуля Управления. Желательно выполнить ее в виде подпружиненного слайдера с одним фиксированным положением. Данная кнопка предназначена для исключения перехода в сеанс связи с диспетчером при случайном нажатии одной из кнопок Выбора Типа Сеанса Связи. При нажатии Контрольной Кнопки зажигается зеленый Светодиод Подтверждения Нажатия Контрольной Кнопки.

Кнопки Выбора Типа Сеанса Связи

непосредственно инициируют сеанс связи с диспетчером (при нажатой Контрольной Кнопке):

  • «Скорая помощь», «Пожар», «Милиция» При нажатии одной из этих кнопок, в Диспетчерский Центр передается соответствующее сообщение, которое автоматически фиксируется в Базе Данных Транспортного Предприятия. При этом, Программное Обеспечение Транспортного Предприятия обеспечивает голосовые и световые сигналы для привлечения внимания диспетчера.
  • «Тех. помощь» Нажимается в случае если Транспортное Средство нуждается в технической поддержке Транспортного Предприятия. При этом в Диспетчерский Центр передается соответствующее сообщение, которое автоматически фиксируется в Базе Данных Транспортного Предприятия. Программное Обеспечение Транспортного Предприятия обеспечивает голосовые и световые сигналы для привлечения внимания диспетчера.
  • «Маршрут» Предназначена для самостоятельной смены Номера Маршрута водителем. Персональная Карта Водителя содержит краткие описатели 5-ти маршрутов (см. выше). Нажимая данную кнопку перебирает эти маршруты до появления на дисплее необходимого номера. Для фиксации выбора, водитель нажимает кнопку «Подтв.». При этом в Диспетчерский Центр отправляется сообщение о смене маршрута данного Транспортного Средства.
  • «Подтв.» Предназначена для подтверждения некоторых действий водителя. Например, при изъятии Персональной Карты Водителя, контроллер выдает голосовое сообщение «Подтвердите изъятие Контрольной Карты Водителя» с частотой 1 раз в 5 секунд в течение 30 секунд. При этом, если изъятие произведено водителем (санкционировано), то он должен нажать кнопку «Подтв.». В ином случае, в Диспетчерский Пункт передается сообщение «Несанкционированное изъятие Персональной Карты Водителя», которое фиксируется в Базе Данных Транспортного Предприятия. Программное Обеспечение Транспортного Предприятия обеспечивает голосовые и световые сигналы для привлечения внимания диспетчера.
  • «Запрос связи» При необходимости установления голосовой связи с Диспетчерским Центром, водитель нажимает эту кнопку. ПРИМЕЧАНИЕ: в настоящий момент представляется излишней функцией.

Кнопки Информирования Пассажиров и Диспетчерского Центра

  • «Маршрут Начало/Конец» Водитель нажимает эту кнопку при выходе в конечные точки маршрута. В Диспетчерский Центр автоматически передается соответствующее сообщение, которое фиксируется в Базе Данных Транспортного Предприятия.
  • «Следующая Остановка» При нажатии на эту кнопку контроллер выдает голосовое сообщение в салон Транспортного Средства о названии текущей и следующей остановок. Если в салоне установлены модули 'бегущей строки', то соответствующая информация выводится на них.

Элементы Индикации

  • «Текущее Время» Показывает реальное местное время. Источник данных - внутренние часы MCU, синхронизируемые приемником GPS.
  • «№ Маршрута» Показывает Номер текущего маршрута Транспортного Средства. Источник данных – Персональная Карта Водителя.
  • «Светодиод Запроса Связи со стороны Диспетчера» Мигает в дополнение к звуковому сигналу при попытке установления голосовой связи с водителем со стороны Диспетчерского Центра. ПРИМЕЧАНИЕ: в настоящий момент представляется излишней функцией.
  • «Светодиод подтверждения нажатия Контрольной Кнопки» Загорается при нажатии на Контрольную Кнопку.
  • «Рекомендуемая скорость ТС» Линейный светодиодный индикатор. Совместно со специальным звуковым сигналом обеспечивает водителя информацией о необходимой скорости движения Транспортного Средства для достижения ближайшей остановки в установленное графиком время. Источник данных – GPS-приемник (и опционально другие стандартные для MESH-сетей средства определения местоположения).

Карта Безналичной Оплаты Проезда

При эксплуатации системы безналичной оплаты проезда возможны конфликты, когда пассажир пытается доказать, что оплатил проезд в данном Транспортном Средстве, но водитель или кондуктор утверждают обратное. Для разрешения конфликта в Модуле Управления предусмотрен слот Карты Безналичной Оплаты Проезда. Контроллер считывает данные карты и если последняя оплата произведена НЕ в данном Транспортном Средстве, выдает голосовое сообщение на динамик водителя «Проезд не оплачен». Если формат данных карты не соответствует установленному стандарту (возможно фальшивая карта), то выдается голосовое сообщение «Нестандартная карта». Если последняя оплата произведена в данном Транспортном Средстве, то сообщается время и дата оплаты проезда. Например, «Проезд оплачен десятого мая в ноль пятнадцать». Год не указывается.

Электроника Контроллера Транспортного Средства

ktc schКонтроллер имеет в своем составе:

  • MCU
  • Средства поддержки MESH-сети (городские маршруты) или GSM-модем (междугородные маршруты)
  • GPS-приемник
  • Кнопки управления и элементы индикации для водителя
  • Датчик Освещенности для автоматической регулировки яркости свечения наружных Модулей Отображения Информации
  • Терминалы для Персональной Карты Водителя и Карты Безналичной Оплаты Проезда (для разрешения спорных вопросов с пассажиром)
  • Блок питания, учитывая потребности подключения до 4-х Модулей Отображения Информации, панели «бегущая строка» и 3-х Терминалов Безналичной Оплаты Проезда

Дополнительные элементы:

  • Модули Отображения Информации
  • Наружные Элементы Индикации Номера Маршрута. Представляется достаточным 2 (передний и правый боковой), но можно установить до 4-х.
  • Панель «бегущая строка» внутри салона (опционально)
  • Терминал Безналичной Оплаты Проезда (опционально). Представляется достаточным возможность установки до 3-х терминалов в одном Транспортном Средстве.

ПРИМЕЧАНИЕ: на рисунке опциональные элементы выделены желтым цветом