Ниже представлено краткое описание сценария работы служб большого Транспортного Предприятия в составе предлагаемого комплекса.

ПРОХОДНАЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

На проходной должны быть установлены 1-2 ПК с функциями «Регистрация маршрута». Водитель предъявляет оператору свою Персональную Карту Водителя, который вставляет ее в устройство считывания. Если Диспетчерский Центр Транспортного Предприятия уже назначил маршрут(ы) для данного водителя, то необходимая информация автоматически записывается в Персональную Карту Водителя. В большинстве случаев маршруты и графики их смены неизменны, т.к. каждый водитель некоторое время обучается работе на них. В Базе Данных также фиксируется время выхода водителя на работу.

Если маршрут не назначен, то оператор сообщает об этом водителю устно. Вначале задумывалось внести соответствующий маркер «актуальности маршрутной карты». Но в случае отказа сервера Базы Данных Транспортного Предприятия такой подход заморозил бы всю работу и водитель, вместо выхода на маршрут, должен был бы ожидать восстановления сервера. В такой ситуации выручает Персональная Карта Водителя, т.к. в подавляющем большинстве случаев маршрут(ы) постоянен, и уже записан в нее. Т.е. если нет специальных рекомендаций по его текущей смене, водитель может работать даже без повторного программирования своей Персональной Карты, т.к. необходимая информация там уже присутствует.

По возвращении в Транспортное Предприятие, водитель предъявляет свою Персональную Карту Водителя на проходной. Информация о результатах работы считывается с нее в Базу Данных предприятия и Карта очищается. Но информация о маршрутах с нее НЕ удаляется. Это предусмотрено на случай, если в момент следующего выхода водителя на смену, сервер Базы Данных будет находиться в состоянии ремонта. В Базе Данных также фиксируется время окончания работы водителя.

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

В начале смены, водитель вставляет свою Персональную Карту Водителя в слот Контроллера Транспортного Средства, который производит автоматическое тестирование:

  • Персональной Карты Водителя
  • Карты маршрутов, записанных в энергонезависимую память Контроллера Транспортного Средства (сверяются хеши текстовых и аудио-файлов названий всех остановок). Если обнаружены различия, то файлы автоматически обновляются
  • GPS-приемника
  • GSM-модема (для загородных маршрутов) или канала связи другого выбранного типа MESH-сети (для городского транспорта)

Если тестирование успешно, то включаются дисплеи и в течение 1 минуты выдается голосовое сообщение «Подтвердите первичный маршрут». При этом Контроллер Транспортного Средства считывает номер первого по порядку маршрута из Персональной Карты Водителя, и выводит его на соответствующий индикатор. Индикатор мигает. Водитель нажимает кнопку «Подтв.». Если не было реакции водителя, то все дисплеи отключаются. Если тестирование не удачное, то индикаторы выключаются и выдается соответствующее голосовое сообщение из списка:

  • Ошибка Персональной Карты Водителя
  • Ошибка карты маршрутов
  • Ошибка GPS-приемника
  • Ошибка канала связи

Водитель в любой момент может самостоятельно выбрать маршрут из числа записанных в Персональную Карту Водителя. Для этого он последовательно нажимает кнопку «Маршрут» с частотой не менее 1 раз/сек до появления на индикаторе требуемого номера. Если в течение 3-х сек не было повторного нажатия кнопки «Маршрут», то Контроллер Транспортного Средства в течение 1 минуты выдает голосовое сообщение «Подтвердите выбор маршрута». Индикатор мигает. Водитель нажимает кнопку «Подтв.». Если не было реакции водителя, то все дисплеи отключаются. Если кнопка «Подтв.» нажата, но водитель выбрал НЕ следующий по-порядку маршрут в его Персональной Карте (если записано несколько), то это расценивается как несанкционированная смена маршрута, и на Диспетчерский Центр Транспортного Предприятия автоматически отправляется сообщение «Самовольное изменение маршрута», и соответствующая информация автоматически записывается в Базу Данных Транспортного Предприятия. При этом, Программное Обеспечение Диспетчерского Центра предприятия должно иметь визуальные и голосовые средства привлечения внимания оператора.

ПРИМЕЧАНИЕ: Момент выбор маршрута водителем не означает времени начала работы на нем.

После выбора первичного маршрута (возможно на территории Транспортного Предприятия), водитель выезжает непосредственно в одну из его конечных точек.

ПРИМЕЧАНИЕ: маршрут может изменяться водителем и непосредственно в конечной точке нового маршрута.

Одной из функций Контроллера Транспортного Средства является периодическое голосовое информирование водителя о времени перехода Транспортного Средства на другой номер маршрута, запланированный в его Персональной Карте Водителя. Например, «В 13:00 изменить маршрут на номер 15». Оповещение производится в первый раз за 40 минут, и повторяется каждые 10 минут до предписанного времени смены маршрута. Если водитель не подтвердил смену маршрута на протяжении плюс 30 минут от запланированного, то на Диспетчерский Центр отправляется сообщение «Задержка смены маршрута».

По достижении Транспортным Средством конечной точки маршрута (она же может быть и начальной), водитель нажимает кнопку «Начало/Конец маршрута». При этом, Контроллер Транспортного Средства сравнивает данные GPS-приемника с картой текущего маршрута, и если координаты одной из 2-х конечных остановок совпадают в радиусе 50 метров, выдает голосовое сообщение. Например, «Конечная точка маршрута 15».

Если скорость Транспортного Средства на маршруте меньше 5 км/ч в течение 2-х минут, то Контроллер Транспортного Средства выдает голосовое сообщение водителю «Подтвердите затор» с частотой 1 раз в 5 секунд. При нажатии кнопки «Затор» в Диспетчерский Центр автоматически передается соответствующее сообщение, которое фиксируется в Базе Данных Транспортного Предприятия. Данная функция может представлять некоторый интерес в плане анализа дорожной ситуации, а информация может пригодиться, например, для принятия решения о временном изменении маршрута.