Gurbuz Dogan Eksioglu - Автобусная остановка (большая)

 

- Почему вы вчера так кричали на свою жену?
- Она не хотела сказать на что потратила деньги!
- А сегодня почему вы на нее кричали?
- А сегодня она рассказала...

Доводилось ли вам ожидать вертолет в поле на морозном ветру? Зимой в некоторые районы дальнего Севера можно добраться только этим видом транспорта и опоздание на пол-часа приемлемо и понятно, учитывая длину маршрута в добрую сотню километров. В то же время, пытаясь выехать из спального района города в вечерний час, вы вполне можете провести на остановке автобуса больше часа и не дождаться его...

В этом месяце в некоторых городах страны вводится система автоматизированной оплаты проезда. Реальное улучшение качества пассажирских транспортных услуг является комплексным мероприятием, поэтому вспомнилось предложение владельцу компании, где я работал в качестве программиста. Помимо решения профессиональных задач (см. Audio-Conferencing Device), мне настоятельно предлагалось приносить новые идеи. За неполные 10 лет немногое изменилось у нас в плане информирования пассажиров на остановках в масштабе города. Поэтому предлагаю вашему вниманию черновик проекта, который я тогда назвал Распределенная Автоматизированная Система Контроля и Оповещения Наземного Транспорта (РАСКОНТ).

Привожу его в немного сокращенном виде. Рассматривайте этот материал как попытку вкратце описать альтернативный подход к предлагаемому в то время методу централизованного управления в данной области. Глубоко эту тему я не разрабатывал, т. к. подобные задачи абсолютно не входили в круг служебных обязанностей, и некоторые концепции сейчас бы изменил, особенно в приложении к идеям Smart City. Но все же, река начинается с ручейков и буду рад, если кто-то найдет здесь пару добрых идей и действительно подойдет к решению проблемы в стиле так модного теперь Agile, где человек на первом плане, а не станет примитивно осваивать денежные потоки, внедряя дорогостоящие решения, не соответствующие уровню и качеству услуги. Собственно, поэтому я и выбрал такой эпиграф к данной статье.

Итак, меня интересовал экономный подход к комплексной реализации проекта без ущерба надежности, информативности и функциональности. Это, пожалуй, главнейшее требование, и даже не по-причине финансового состояния нашей страны. Хотя люди моего возраста наверняка помнят лозунг "Экономика должна быть экономной" и персонажа Аркадия Райкина, который предлагал прикрепить к ногам балерины динамо-машину, чтобы она могла давать ток в "недоразвитые районы". Ну а если без шуток, то о последствиях нашего недальновидного поведения, включая бездумное пожирание ресурсов Земли, серьезные люди уже бьют в набат.

bus screen

 

 

Задавали ли вы себе вопрос о необходимости табло типа 'бегущая строка' на пассажирском транспортном средстве? Сколько стоит его производство, установка, обслуживание? Сколько энергетических ресурсов оно потребляет в масштабах города? Насколько оно информативно для человека, не находящегося на остановке?

Вряд-ли отказ от этого устройства надуманной необходимости будет болезненно воспринят пассажирами.

 РАСКОНТ предполагала возможной установку компактного табло только в салоне транспортного средства на маршрутах с повышенной вероятностью появления туристов. При этом, должен также поддерживаться международный английский язык (визуально и аудио).

С другой стороны, информационные табло действительно необходимы на остановках транспорта.

И на центральных улицах они действительно появились. Данная фотография сделана в пасмурную погоду с расстояния 6-7 метров. Качество изображения примерно соответствует остроте зрения человека средних лет.

station screenСнова зададим простые вопросы:

- какую информацию вы видите?
- какова информативность (даже не читабельность) и энергоемкость этого табло?
- сколько стоит производство, установка, обслуживание в масштабах города?
- насколько универсальна эта конструкция в плане заказа, ремонта, взаимозаменяемости узлов? Например, на удаленной остановке в спальном районе нужно табло без карты, 'бегущей строки', и поддерживающее только один вид транспорта (автобус).

РАСКОНТ предполагала модульную реализацию табло, правда с несколько усложненной схемотехникой (MCU + FPGA). В настоящее время видится достаточным применение только одного копеечного MCU в составе контроллера, общей стоимостью ~$20-30 (включая средства беспроводной коммуникации) и до 4-х (соответственно количеству типов наземного транспорта) съемных модулей отображения информации. Модули могут поддерживать 'бегущие строки' и цветную графику без дополнительных MCU (все управление возлагается на вышеупомянутый контроллер). Но это не представляется необходимым в таком объеме для данной задачи. Необходимая информативность может быть достигнута при стоимости модуля $10-15.

При централизованном управлении информационными табло, выход из строя сервера базы данных или аппаратуры доступа к сети приводит к отказу всей системы на уровне города. Видимо, принимая во-внимание возможность такой ситуации предусматривались операторы табло (следующее фото также из открытых интернет-источников). Также необходим штат обслуживающего персонала. Крайне оптимистично предположим, что один оператор сможет обслуживать одновременно 10 табло  и одного техника-ремонтника достаточно на 50 табло (специалисты знают реальные цифры предлагаемого в то время штатного расписания).

operator

 

 

В городе где я живу более 3000 остановок. Получается, что для поддержания системы требуется дополнительный штат в (3000/10) + (3000/50) = 360 человек. Даже если принять среднюю зарплату указанных специалистов $300, то ежемесячные затраты города только на оплату их труда составят $10800. При этом, каждый оператор должен быть обеспечен соответствующим набором программно-аппаратных средств. Судя по количеству клавиатур и «мышей» на фотографии, оператор работает на двух ПК, плюс мобильный телефон для оперативной связи с водителями транспортных средств и ручной передачи команд и данных на Информационные Табло.

Обратим еще раз внимание - система управления табло автоматизированная и вряд ли предполагались ежедневные сбои автоматики. Чем занимаются специализированные операторы когда система работает в штатном режиме?

Вместо централизованного, РАСКОНТ базировалась на идее распределенного управления и предполагала достаточным одного диспетчера Информационных Табло на весь город.

В заключение несколько слов об электронных средствах оплаты проезда.

ticket machine2

Из этой фотографии видно, что предполагается использование бесконтактных NFC-карт. Это прекрасная технология, но, в прошлом были отмечены атаки на них. Проще говоря, в час пик, в тесном салоне транспортного средства злоумышленник мог получить контроль над картой соседа, если она не помещена в специальный чехол. Не всякая бабушка или ребенок будут следовать этому простому правилу.

Существует очень экономное решение оплаты проезда посредством считывания QR-кода. Но оно подразумевает наличие смартфона у пассажира и, по понятным причинам, пока не очень широко распространено.

Исходя из соображений защиты и стоимости, для реализации РАСКОНТ были выбраны контактные карты (типа телефонных). При этом, аппаратура должна быть максимально простой и защищенной от вандализма. Достаточно одного цветного светодиода и голосового подтверждения оплаты - общая стоимость изделия ~ $10. Для разрешения спорных вопросов предусматривалось использование Контроллера Транспортного Средства, который в любом случае находится у водителя.

Основным назначением предлагаемого проекта являлось оперативное автоматическое оповещение граждан на остановках об ожидаемом времени прихода транспорта.

Дополнительно предусматривалось поддержка:

Система должна быть простой и недорогой в плане производства, внедрения и сопровождения, а также сохранять жизнеспособность в случае отключения или выхода из строя средств контроля и управления со стороны Транспортного Предприятия и/или Центральной службы Управления Городским Транспортом. Т.е. Контроллеры Транспортных Средств и Информационных Табло должны автономно осуществлять требуемый сервис пассажиров без вмешательства Центров Управления.

Резюмируя эту краткую преамбулу, можно утверждать, что задача не является сверх сложной, и при рачительном подходе может быть решена скромными средствами. Предполагалось, что один "универсальный солдат" может разработать весь комплекс за 2 года. Трое могут осилить это за 1 год.